Особенности фирменных поездов. О компании ржд Что такое фирменный поезд ржд

Одно из важных преимуществ двухэтажного вагона - он вмещает больше пассажиров. В двухэтажном купейном вагоне 64 спальных места (16 купе), а в обычном вагоне их всего 36 (9 купе). Благодаря этому стоимость проезда на двухэтажном поезде ниже, чем на поездах, аналогичных по классу. Поезд отправляется в 10 утра с Казанского вокзала и преодолевает расстояние между Москвой и Адлером за 25 часов.

В состав поезда входят вагоны:

  • СВ (32 места)
  • купе (64 места)
  • штабной (на 50 мест; с местом для лиц с ограниченными физическим возможностями)
  • вагон-ресторан

Услуги для пассажиров

Вагоны состоят из 4-местных или 2-местных изолированных купе, расположенных на двух этажах. В оборудование вагонов входят системы кондиционирования воздуха и отопления, три биотуалета, светодиодные светильники, система видеонаблюдения, система контроля, управления доступа и охраны пассажирского поезда. Энергоснабжение осуществляется от электровоза, что обеспечивает экологичность поезда.

В каждом купе имеются стол, зеркала, полочки для мелких вещей, светильники, лестницы для подъема на верхнее место. Купе оборудованы двумя розетками для подключения электробритв, мобильных и других устройств мощностью не более 100 Вт. В 2-местных купе (СВ) каждое посадочное место оборудовано ЖК-дисплеем для просмотра видеопрограмм.

Штабной вагон оборудован аппаратурой спутниковой связи и навигации (ГЛОНАСС).

В стоимость проезда включены: постельное белье, питьевая вода. Вагоны обеспечиваются предметами санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества. Также предлагаются дополнительные услуги: продажа чайной и кондитерской продукции, печатных изданий, сувениров и прочих товаров.

Это самый протяженный пассажирский маршрут РЖД. За 6 дней и 2 часа «Россия» проходит 9 260 км, пересекая всю страну. Первые поезда проходили этот путь за 16 дней.

За 47 лет поезд проехал около 250 миллионов километров — это почти в полтора раза превышает расстояние до Солнца.

Поезд делает остановки на 63 станциях. Дольше всего стоит в Иркутске — 35 минут. А в 506 км от Иркутска, в районе Нижнеудинска, «Россия» проходит ровно половину маршрута.

Из Владивостока состав отправляется в 15:30, в Москву приходит на Ярославский вокзал в 17:43.

Поезд «Россия» ходит через день, по нечетным числам из Москвы, по четным — из Владивостока.

Ознакомиться с расписанием поезда «Россия» можно на Туту.ру.

Нумерация вагонов в Москве начинается с головы поезда, во Владивостоке — с хвоста поезда.

Состав поезда

Цвет вагонов поезда «Россия» менялся много раз: вишневый, красный, малиновый и зеленый. В 1992 году он приобрел свой современный окрас: российский триколор с гербом страны.

В состав поезда входят плацкартные и купейные вагоны, спальные вагоны (СВ), ресторан и штабной вагон.

В вагонах есть холодильники, микроволновые печи, душевые кабины, электроплиты, фен, утюг и прочие необходимые вещи в поездке.

В штабном вагоне находятся купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Они оборудованы специальными поручнями и ремнями, с помощью которых можно пересаживаться самостоятельно. Купе предназначены для двоих. Розетки и выключатели находятся низко.

Во всех вагонах ведется круглосуточное видеонаблюдение.

Для детей есть купе с игрушками и детскими книгами.

Билеты на поезд «Россия»

Стоимость билетов на поезд «Россия» зависит от выбранной вами категории вагона. Цена билета в плацкартном вагоне составит около 8 500 рублей, в купейном вагоне — около 15 500 рублей. Дороже всего обойдутся билеты на поезд «Россия» в вагоны класса «люкс» — около 27 500 рублей.

Продажа билетов начинается за 90 дней до отправления. Купить билеты на поезд «Россия» и оформить электронную регистрацию можно прямо сейчас на Туту.ру.

Обратите внимание на сезонные коэффициенты . С их помощью вы сможете сэкономить до 50% стоимости билетов.

Федеральное агентство по образованию

Орловский государственный

Технический университет

Факультет дистанционного обучения

Реферат

на тему: Фирменные поезда на российских железных дорогах

по дисциплине: Транспортное обслуживание туристов

Орел 2010г.


1.История фирменных поездов

2.Характеристика фирменного поезда

3.Отличительные признаки фирменного поезда

4.Требования к фирменным поездам

5.Сервис в фирменных поездах

6.Маршруты и расписание движения фирменных поездов ОАО "РЖД"

7.Фирменные поезда класса "Премиум"

8.Список премиум-поездов РЖД

9.Туризм с РЖД

Список использованных источников

1. История фирменных поездов

История фирменных поездов на российских железных дорогах насчитывает более 70 лет: 10 мая 1931 года отправился в путь первый фирменный поезд "Стрела".

Фирменный поезд - это современное оснащение вагонов и неповторимый дизайн, высококлассный сервис и широкий перечень услуг. Каждый фирменный поезд имеет уникальное название, связанное с его маршрутом.

1 июня 2009 года 6 фирменных поездов ОАО "РЖД" были переведены в класс "Премиум". Поезда класса "Премиум" отличает максимальный уровень комфорта и надежности.

Фи́рменный пассажи́рский поезд - одна из категорий комфортабельных пассажирских поездов. Фирменные поезда появились в СССР и существуют в нескольких странах постсоветского пространства. Все требования к фирменным поездам СНГ и стран Балтии изложены в положении «О фирменном пассажирском поезде». Все фирменные поезда России периодически проходят переаттестацию в ФПД.

Первый фирменный поезд в СССР - «Красная стрела» начал курсировать между Ленинградом и Москвой с 1931 года. На время блокады Ленинграда его курсирование прерывалось, но сразу после ликвидации блокады курсирование этого поезда было возобновлено.

2. Характеристика фирменного поезда

Каждый фирменный поезд оформлен в особом стиле, который отражен как во внешнем, так и во внутреннем дизайне, и имеет индивидуальное название (как правило, связанное с регионом, который обслуживает дорога, его историей и традициями).

Фирменные поезда формируются из пассажирских вагонов, находящихся в эксплуатации не более 12 лет после постройки или капитально-восстановительного ремонта. В составе поезда обязательно есть вагоны повышенной комфортности со специальным сервисным обслуживанием, стоимость которого включена в стоимость проезда. В зависимости от комплекса предоставляемых услуг вагоны повышенной комфортности подразделяются на экономический, бизнес-класс и люкс.

В нескольких фирменных составах курсируют вагоны повышенной комфортности класса люкс (в вагоне - 4 купе, полы с подогревом, отдельные душевые и туалетные комнаты). Включение вагона класса люкс в состав поезда для разовой поездки возможно при заявке юридического лица в Федеральную пассажирскую дирекцию. Срок исполнения зависит от сложности маршрута предполагаемой поездки.

Согласно требованиям к фирменному поезду, температура в салоне вагона в зимнее и переходное время года должна быть 18-22 г, в летнее – 22-26 градусов. На сегодняшний день большинство составов оборудовано кондиционерами и системами электроотопления, телевизорами, в некоторых есть выход в Интернет и кабельное телевидение.

В бригаде фирменного состава - лучшие проводники, прошедшие аттестацию на право работать в фирменном поезде.

3. Отличительные признаки фирменного поезда

1. Наличие собственного имени (наименования) поезда (например, «Россия» сообщением Москва - Владивосток, «Смена» сообщением Москва - Санкт-Петербург, «Томич» сообщением Томск - Москва, «Гилюй» сообщением Тында - Благовещенск), которое указывается на маршрутных досках, боковых стенках вагонов, используется при оформлении интерьера вагона;

2. Как правило, нахождение поезда в обращении круглый год;

3. Как правило, маршрут поезда между крупным городом (обычно областным центром) и Москвой (например, «Вологодские зори»Вологда - Москва, либо между областным центром и курортом (например, «Ильмень» Челябинск - Анапа);

4. Билеты на фирменные поезда дороже билетов на обычные на 20-50%.

4. Требования к фирменным поездам

1. Формирование из вагонов, находящихся в эксплуатации не более 12 лет после постройки или капитально-восстановительного ремонта;

2. Оформление интерьеров всех вагонов поезда в едином фирменном стиле;

3. Наличие комплектов нового постельного белья или постельного белья с малым сроком эксплуатации;

4. Форма проводников единая для всего состава поезда, индивидуального покроя и выдержанная в фирменном стиле.

5. Сервис в фирменных поездах

Гарантированный минимум услуг, оказываемых в фирменных поездах:

1. разноска чая или кофе не менее 3 раз в сутки и в любое время суток по просьбе пассажира;

2. обеспечение пассажиров охлажденной кипяченой водой;

3. застил и уборка постелей;

4. обеспечение информацией в пути следования;

5. выдача ремней безопасности.

У каждого фирменного поезда есть дополнительный перечень платных услуг.

ОАО "РЖД" продолжает вводить новые услуги в фирменных поездах:

1. просмотр видеопрограмм;

2. музыкальные поздравления по заявке пассажиров;

3. компьютерные игры;

4. детские игровые комнаты;

5. интернет-купе;

6. комнаты для проведения совещаний;

7. бытовые купе, в которых пассажиры могут принять душ, погладить одежду и т.д. В фирменном составе всегда курсирует вагон-ресторан. В меню включены фирменные (или национальные блюда) и комплексные обеды, а в период поста – и постные блюда. Детские и диетические блюда могут быть приготовлены по заказу пассажиров. Пассажиры с детьми и лица с ограниченными физическими возможностями могут через проводника вызвать официанта и заказать завтрак, обед, ужин и другую продукцию вагона-ресторана с доставкой в купе. Для обслуживания этих пассажиров в салоне вагона-ресторана выделяются специальные столы. Услуги, включенные в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности.

Таблица 1


6. Маршруты и расписание движения фирменных поездов ОАО «РЖД»

Номер поезда Название поезда Сообщение поезда Расписание
159А/160А Аврора Санкт-Петербург - Москва
012В/011В Александр Невский Москва - Санкт-Петербург
036Н/036М Алтай Барнаул - Москва
099С/100С Атаман Платов Ростов-на-Дону - Москва
009И/010И Байкал Иркутск - Москва
039Й/040Й Башкортостан Уфа - Москва
072В/071В Белогорье Белгород - Москва
617Я/618Я Белые ночи Вологда - Санкт-Петербург
061Ж/062В Буревестник-1 Нижний Новгород - Москва
119Г/120Г Буревестник-2 Нижний Новгород - Москва
059Г/059А Волга Нижний Новгород - Санкт-Петербург
025В/025Я Воронеж Воронеж - Москва
650Ч/649Ч Даурия Чита - Забайкальск
063А/064А Две столицы Санкт-Петербург - Москва
071Е/072Е Демидовский экспресс Екатеринбург - Санкт-Петербург
345Н/345Ц Дружба Омск - Караганда
213Б/214Б Екатеринбург Екатеринбург - Брест
055Н/056Ы Енисей Красноярск - Москва
009Й/010Й Жигули Самара - Москва
089У/090У Зауралье Курган - Москва
100Ч/099Ч Иван Паристый Брянск - Москва
213У/213С Ильмень Челябинск - Анапа
087Н/088Н Иртыш Новосибирск - Омск
003С/004С Кавказ Кисловодск - Москва
017Е/018Е Кама Пермь - Москва
147Я/148Я Кострома Кострома - Москва
002А/001А Красная стрела Москва - Санкт-Петербург
029Н/030Н Кузбасс Кемерово - Москва
029В/029М Липецк Липецк - Москва
005Ж/005Г Лотос Астрахань - Москва
093У/094У Магнитка Магнитогорск - Москва
049Е/050Е Малахит Нижний Тагил - Москва
041Й/042Й Мордовия Саранск - Москва
104М/104С Московия Москва - Адлер
165А/166А Невский экспресс Санкт-Петербург - Москва
013Н/014А Новокузнецк Новокузнецк - Санкт-Петербург
363Н/363Е Обь Новосибирск - Новый Уренгой
005Э/006Й Океан Владивосток - Хабаровск
395Н/395Е Омич Омск - Нижневартовск
031У/032У Оренбуржье Оренбург - Москва
022Я/021Н Полярная стрела Москва - Лабытнанги
019С/020С Премиум Ростов-на-Дону - Москва
030Й/030С Премиум Новороссийск - Москва
015Е/016Е Премиум Екатеринбург - Москва
001Г/002Й Премиум Казань - Москва

7. Фирменные поезда класса «Премиум»

Пассажирские поезда делятся на дальние и пригородные (до 200 км, АО "ФПК" не обслуживает) в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

2. Скорость движения

    Различают скоростные, скорые и пассажирские поезда:

    скоростные пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 100 км/ч при допускаемых скоростях движения в интервале
    141-200 км/ч;

    скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не ниже 50 км/ч.;

    пассажирские поезда имеют маршрутную скорость менее 50 км/ч.


3. Регулярность движения

Пассажирские поезда делятся на поезда круглогодичного, сезонного и разового назначения.

4. Периодичность движения

Пассажирские поезда делятся на ежедневные, следующие через день (по нечетным или четным числам), следующие по дням недели или числам месяца.

5. Уровень предоставляемого сервиса

Пассажирским поездам с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг присваивается категория фирменный. Поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом, делятся на поезда повышенной комфортности и без предоставления дополнительных услуг.

Нумерация, установленная для пассажирских поездов

Поезда перевозчика АО "ФПК имеют следующую нумерацию:

Нумерация

Скорые круглогодичные

Скорые сезонного и разового обращения

Пассажирские круглогодичные

Пассажирские поезда сезонные, разового назначения и детские

Скоростные

Высокоскоростные

Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом

(кроме скоростных и высокоскоростных)

Туристические (коммерческие)

Типы пассажирских вагонов

Все вагоны поездов АО "ФПК" оборудованы системой отопления (работает в зимний период, на летний период консервируется). Вагоны в зависимости от класса обслуживания могут быть оборудованы биотуалетами, кондиционерами (работают в летний период, на зимний период консервируются), в них могут предоставляться дополнительные платные услуги, входящие в стоимость проезда.

В составах пассажирских поездов АО "ФПК" курсируют следующие типы пассажирских вагонов:

На локомотивной тяге:

Вагоны класса "Люкс"

Вагоны имеют нескольких разновидностей: с шестью купе в вагоне, с пятью и с четырьмя. В вагонах, в которых расположено четыре купе, оборудован салон-бар.

Купе вагона класса "Люкс" больше стандартного в 1,5 раза в вагоне с шестью купе и в 2 раза – с четырьмя. В купе 2 спальных места: это диван, который трансформируется в полутораспальную кровать шириной 120 см, и верхняя полка шириной 90 см. В купе – кресло и откидной столик.

В каждом купе – индивидуальный санузел с умывальником, вакуумным туалетом, который функционирует даже во время стоянок, и душем (в вагоне с четырьмя купе – душевой кабиной). Пол в санузле подогревается.

Купе вагона класса "Люкс" оборудовано индивидуальной системой кондиционирования, есть телевизор, DVD-проигрыватель и радио.

Вагоны СВ

В вагоне находятся 8 или 9 2-местных купе с местами для лежания, два туалета с умывальниками.

В купе расположены два нижних или нижнее и верхнее спальное место, стол, зеркало на двери купе и стенах (кроме вагонов трансформеров), вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

Купейные вагоны

Купейный пассажирский вагон имеет 9 четырехместных купе, 2 туалета с умывальниками.

В каждом купе находятся две верхние и нижние полки, стол, зеркало на двери купе, вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

В более чем 150 поездах курсируют купейные вагоны со специализированным купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Вагоны МИКСТ

Это вагоны, которые имеют признаки двух типов вагонов ("Люкс" и СВ или СВ и купе).

Плацкартные вагоны

Плацкартный пассажирский вагон имеет 9 купе открытого типа, 2 туалета с умывальниками.

Вагон рассчитан на 54 спальных места, по 4 места в каждом купе: два нижних места, два верхних и 18 боковых мест: верхних и нижних. В каждом купе, а также на боковых местах имеется стол, места для размещения ручной клади, крючки для одежды.

Общие вагоны

Вагон с местами для сидения. Как правило, используются плацкартные вагоны – мест для сидения 81, иногда купейные – мест для сидения 54.

Вагоны с местами для сидения

Это вагоны, оборудованные комфортабельными местами для сидения.

Вагоны подразделяются на вагоны со стандартной компоновкой мест (50-70), с улучшенной (до 50) салонного типа и вагоны на базе купейного вагона. В вагонах 2 туалета с умывальниками.

Также в поездах курсируют двухэтажные купейные вагоны, вагоны СВ и с местами для сидения.

Вагоны международного сообщения

В международном сообщении (кроме стран СНГ и Балтии, Китая, Монголии, Северной Кореи) курсируют вагоны "Люкс", СВ и купейные вагоны габарита РИЦ. В страны СНГ и Балтии, Китай, Монголию, Северную Корею курсируют стандартные (как во внутригосударственном сообщении) вагоны "Люкс", СВ и купейные.

Кроме того, во внутригосударственном и международном сообщении курсируют поезда "Стриж" с вагонами (купейные вагоны, вагоны с местами для сидения, СВ, "Люкс") производства компании TALGO.

Моторвагонный подвижной состав

В межрегиональном сообщении курсируют моторвагонные поезда "Ласточка" и другие электро и дизель-поезда с местами для сидения.

Количество мест зависит от конструкции вагона.

Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге: в нем все или некоторые вагоны оборудованы и двигателями, предназначенными для тяги, и салонами для перевозки пассажиров; в поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными.


Понятие четных и нечетных поездов

В общем случае поезда, следующие с юга на север и с запада на восток, имеют чётные номера, а поезда, следующие с севера на юг и с востока на запад - нечётные. Если точно невозможно определить направление движения поезда - это правило работает частично для какого-то участка пути. Иногда в пути следования поезд меняет номер с чётного на нечётный или наоборот. Исключения из правила чётной/нечётной нумерации поездов - Санкт-Петербург. Для большинства поездов, отправляющихся из Санкт-Петербурга, установлены нечётные номера. Хотя в последнее время и Санкт-Петербург переводят под общую систему (поезда 72, 74 на Екатеринбург и Тюмень, 40 на Астану и т.д.)

Что обозначает буква в номере поезда

Вообще буква в номере поезда просто четвёртый символ, делающий номер поезда уникальным. Если бы на железной дороге использовались только трёхциферные номера, ими можно было бы обозначить только 999 поездов, а их гораздо больше. Поэтому добавляется четвёртый символ - буква. При этом стараются давать буквенные обозначения таким образом, чтобы поезда с одинаковыми числовыми обозначениями не встречались. Например, поезд дальнего следования №001а Санкт-Петербург - Москва (Ленинградский вокзал) и поезд №001б Москва (Белорусский вокзал) - Минск нигде друг с другом не встречаются. Поэтому можно объявлять пассажирам только числовой номер поезда во избежание путаницы.

Ещё существуют некоторые другие закономерности с буквами в номерах поездов. Во-первых, иногда бывает, что один поезд включает в себя несколько разных номеров. Например, 001а и 001в (Санкт-Петербург - Москва, "Красная стрела"). В таком случае разные буквы обозначают разные организации, формирующие вагоны данной части поезда. Если в составе поезда есть фирменные и нефирменные вагоны, то им тоже присваиваются разные буквы. Если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим, как нефирменный, то он тоже получает разные буквы, хотя расписание у него одно и то же. Ещё буква может обозначать разные обслуживающие бригады. А также иногда буква обозначает направление движения поезда (например, 104м Москва - Адлер и 104с Адлер - Москва). И, напоследок, существует закономерность между дорогой формирования поезда и буквой, но она не стопроцентная.

Фирменные поезда отличаются большей комфортностью. Билет стоит несколько дороже, чем на обычный скорый поезд, но ехать в них удобнее. Помимо привычных, есть двухэтажные фирменные поезда. В их составе могут быть купейные вагоны (например поезд 103/104 Москва — Адлер, поезд 23/24 Москва — Казань и др.) со спальными полками и дополнительными удобствами или вагоны с местами для сидения (например поезд 738/737 Москва — Воронеж).

  • Фирменные поезда назначают на самое удобное время (а на некоторых направлениях в удобное время ходят только они). При этом поезд едет быстрее обычного скорого.
  • Во всех вагонах, независимо от их класса, есть кондиционер, если климатические условия позволяют его эксплуатировать. Температура регулируется во всём вагоне сразу (исключение - мягкие вагоны, где кондиционер индивидуальный на каждое купе).
  • Все фирменные поезда оснащены современными биотуалетами с одноразовыми накладками на сидения, жидким мылом, бумажными полотенцами, освежителями воздуха и т.п. - по 2 туалета на вагон (в мягких вагонах душ и туалет находятся в каждом купе).
  • Пассажирам предоставляется набор путешественника. Его состав зависит от класса вагона и может различаться от поезда к поезду.
  • Постельное бельё и санитарно-гигиенические принадлежности лучшего качества по сравнению с обычными скорыми поездами. На верхних полках бельё застелено до отправления поезда.
  • В каждом поезде есть вагон-ресторан или буфет с расширенным меню. Завтрак, обед и ужин можно заказать и с доставкой в купе - проводник поможет вызвать официанта.
  • У проводника можно приобрести напитки и кондитерские изделия, сувениры, тапочки, гигиенические принадлежности и др.

Это только обязательный минимум, на который можно рассчитывать, покупая любой билет в фирменный поезд РЖД. Далее, в зависимости от конкретного поезда и класса вагона, список услуг может быть расширен. Например, в стоимость некоторых билетов уже включено горячее или холодное питание, напитки, закуски, пресса и т.п.

В фирменных поездах частных компаний и иностранных поездах условия могут несколько отличаться, есть другие типы вагонов. В любом случае, путешествовать будет комфортно.