Открыть левое меню сааремаа. Путешествие на остров сааремаа Метеоритный кратер Каали

Вы правильно делаете, что рассматриваете все варианты путешествия, так как только таким образом можно подобрать самый подходящий вариант (как по времени, так и с точки зрения экономии). Если вы планируете поездку вдвоем, то аренда автомобиля и дальнейшее путешествие на Сааремаа именно на нем будет довольно комфортным вариантом, но вместе с тем самым затратным. Судите сами: расстояние из Таллина составляет примерно 225 километров и только на бензин придется потратить не менее 30 евро. В зависимости от класса автомобиля суточная аренда стартует от 30-35 евро. Напрямую добраться до острова не получится, придется совершить паромную переправу через 7-километровый пролив. Много времени паромная переправа не займет, но все же это дополнительные расходы (время переправы около часа). Оплатить проезд можно на месте, перед переправой. Стоимость переправы автомобиля около 10 евро. Не советую вам заострять внимание на этом способе путешествия, так как это не очень удобно, дорого, а не зная дорог и местности могут возникнуть дополнительные сложности.

А вот на возможность прямого перелета из Таллина на Сааремаа внимание обратить стоит, так как это быстро, комфортно и не так уж дорого. Я думаю, что вы прекрасно знаете о том, что стоимость перелетов в Европе значительно дешевле, чем у нас, особенно при условии раннего бронирования билетов. Между таллиннским аэропортом им. Леннарта Мэри и островным аэропортом Курессааре регулярные полеты выполняет авиакомпания Airlink. Детальную информацию вы можете найти на сайте авиакомпании, но по общему правилу в будние дни выполняется два рейса: в 8.35 и 18.35, в воскресенье только а 18.35, а в субботу только в 10.50. Время полета составляет всего 40 минут и по сравнению с многочасовой поездкой на автомобиле разница просто колоссальная. Билеты начинают продаваться за 12 месяцев до вылета, и их минимальная стоимость стартует от 30 евро. В эту стоимость входит 5 кг ручной клади и 15 килограмм багажа.

Между Таллинном и Сааремаа налажено и автобусное сообщение, причем никакие пересадки делать ни придется: вы садитесь в автобус в столицу, а выходите непосредственно на острове, в его главном городе Курессааре. Путешествие проходит по земле и на пароме. Перевозками занимаются разные компании, и все рейсы выполняются в интервале с 8 до 22 часов. Количество рейсов зависит от дня недели, но обычно их не меньше 10. При выборе перевозчика, обращайте внимание на то, что у каждой компании разный сервис. Некоторые предлагают пассажирам вай-фай, у других автобусы оборудованы мультимедийными, где-то есть кондиционеры и туалеты. Автобусы отправляются с таллиннского автовокзала, что на Lastekodu, 46 и до места назначения доставляют пассажиров примерно за 4 часа. На пути следования автобусы делают несколько остановок.

Стоимость взрослого билета колеблется от 13 до 18 евро. Желательно приобретать билеты заранее, а не откладывать покупку на день поездки, так как свободных мест может не оказаться (направление очень популярное). Советую обратить внимание на перевозчика Люкс Экспрес, который примерно за месяц до поездки устраивает разные акции и предлагает часть билетов всего по 5 евро.

С одной стороны может показаться, что самый оптимальный вариант это самолет: быстро и недорого, но это в том случае, если сумма вашего багажа не превышает 15 килограмм, иначе придется доплачивать. Именно по этой причине многие туристы отдают предпочтение автобусам.

Просмотры: 697

Что ж, поговорим о главном: как добираться на остров Сааремаа?

В стародавние (читай, «советские») времена остров находился в пограничной зоне и проезд был строго по пропускам. Чужаки здесь не шастали - туризма как явления не было вообще. В то же время, регулярно летали самолеты, а из Риги приплывала «Ракета» - теплоход на подводных крыльях. При крейсерской скорости около 60 км/ч расстояние преодолевалось менее чем за два часа.

К сожалению, «Ракеты» больше нет, как и прямого морского сообщения с Ригой тоже: основной транспорт теперь - паромы. И путь до Риги или обратно занимает как минимум 5 часов. Но к этому еще вернемся, а пока - про самолеты.

Аэропорт в Курессааре модернизирован и, теоретически, может принимать даже здоровенные воздушные суда: длина ВПП 2 километра. Однако, потенциал задействован неважно: ежедневно летают лишь небольшие самолетики в Таллинн (стоимость билета от 26 евро; вместимость до 11 человек) и на остров Рухну (23 евро). Остальной авиапарк - частный и редкие чартеры. Какой год ведутся разговоры об организации прямого воздушного сообщения с Ригой, Питером и Москвой, но пока дальше бесед за чашечкой кофе дело не идет. Грешным делом и я в этом процессе пытаюсь участвовать, но похвастать успехами не могу.

Разумеется, заходят в наши гавани и большие корабли. Но штучно, круизные и изредка - в порт Веере, что на северо-западе острова. Куда актуальнее - паромное сообщение с островом через переправу Виртсу-Куйвасту. Расстояние там небольшое, буквально несколько километров, паромы преодолевают его за 20 минут; ходят каждые 40 минут, плюс-минус.

Откройте сферическую панораму, кликнув по картинке

И все бы хорошо, если бы не два «но». Первое: ночью паромы (после полуночи и до пяти утра) не ходят; не успел - извини. Это доставляет немало хлопот жителям острова, которым надобно вернуться поздно вечером или же оказаться на материке рано утром. И второе: в летнее время часты очереди, поэтому направляясь издалека лучше заранее все продумать и забронировать место на определенное время - в объезд очереди. Сделать это можно тут: www.praamid.ee Стоимость проезда на автомобиле - 8 евро за машину и по полтора евро с каждого пассажира.

Паромы - новые, построенные в 2016-м году. Очень комфортабельные. Для туристов (в отличие от местных) - это еще один прикольный момент: на борту есть большое бистро, кафешка, быстрый WiFi, куча розеток для подзарядки девайсов, туалеты, опять же. Вмещают за раз до ста легковушек и с десяток автобусов или большегрузов.

Ехать на Сааремаа на машине - самый верный вариант: да, на острове полно общественного транспорта плюс есть прокат автомобилей (от 25 евро за сутки) и велосипедов (актуально при размещении в Курессааре; можно сгонять километров за десять на море, крутя педали, загорая и попивая на ходу холодное пивцо - вокруг города полно классных велосипедных дорожек). Но машине комфортнее: можно забраться в любое место острова, легко и быстро. Остановиться не только в городе, но и на отдаленном туристическом хуторе - таковых тут полно, и в летнее время они намного привлекательнее центра. Добираться из Таллинна до Курессааре, с учетом парома, 3 часа, из Риги - 5 часов.

В то же время, автобусами, которые ходят не менее регулярно, может выйти дешевле: цены от 10 евро; линию обслуживают несколько операторов, в том числе luxexpress.eu . К тому же есть группы в Facebook, предлагающие «попутный извоз» из любой точки Эстонии за 5 - 7 евро: этим вариантом чаще всего пользуется студенческая молодежь.

Вот, собственно, и все возможности. Хотя нет, забыл еще одну - по льду: когда море между Виртсу и Куйвасту замерзает, по нему открывают ледовую переправу. Только для легковушек. Но в последние годы зима теплая, так что увы.


Часть 7 -

Погуляв два дня по старинному Таллину, мы вновь собрались в дорогу. Но прежде, чем мы покинем этот гостеприимный город, нужно разобраться, что за инопланетянин изображен на , сохранившемся в руинах Доминиканского монастыря? В ходе обсуждения форумчане предложили замечательные версии: это черт, это Шрек или это современная подделка под старину. =)
Честно скажу, без подсказки я и сам бы не догадался. Но голландский скульптор Пассер изобразил на барельефе «дурака» или шута, видимо, в шутовском колпаке. Вот как легко было инопланетянам маскироваться под землян в средние века! Колпак это, колпак, а никакие не антенны! Да и какой спрос с «дурака»… =)

Ну а нас ждут острова Эстонии!


В нашем путешествии мы старались найти баланс между архитектурой и природой. После многочисленных музеев и башен Таллина хотелось побыть дикарями подальше от больших городов. Мы планировали посетить даже два отдельных острова: большой и популярный Saaremaa и более дикий, пустынный Hiiumaa . Можно было бы доехать до г. Haapsalu, сесть в Rohuküla на 1.5 часовой паром до острова Hiiumaa, погулять по вытянутому в сторону соседних островов полуострову Kassari, покупаться на пустынных пляжах, посмотреть на маяк Kõpu, самый старый в Прибалтике и один из трех старейших действующих маяков в мире. Вечером на пароме из Sõru за час перебраться на о. Сааремаа, добраться до места ночлега, а следующий день посвятить уже достопримечательностям г. Курессааре. Ну, и получасовым паромом вернуться на «большую землю».


Альтернативный маршрут с посещением островов Хийумаа и Сааремаа

Я колебался до самого отъезда из Таллина. Основным возражением против этого плана была погода: синоптики обещали на островах проливной дождь. Это бы ладно, но два крупнейших эстонских острова легко достижимы с материка, а вот между собой, даже летом, соединены всего тремя рейсами парома в день. Переправившись на Хийумаа 11-часовым паромом, мы были бы вынуждены ждать парома на Сааремаа до 18:15. Весь остров можно объехать по кругу за два часа, и что там делать столько времени в дождливую погоду - было не очень понятно. К тому же, наши дети еще никогда не были на пароме. Сразу два парома за день, общей длительностью около трех часов, показались нам некоторым риском. В итоге, мы решили обойтись одним Сааремаа.

Для тех, кто тоже решит посетить острова, будет полезным расписание и стоимость всех паромов между этими островами и остальной Эстонией. Обратите внимание: цены на билеты заметно подскакивают «туда» в пятницу вечером и «обратно» в воскресенье вечером. Словом, съездить «на выходные» обойдется дороже. На этом же сайте можно приобрести электронные билеты на паром. Они особенно имеют смысл в выходные дни: с электронными билетами отдельная, приоритетная очередь. Мы, в рабочий день, особой разницы не заметили: спокойно попали на паром, даже когда приехали за 5 минут до его отправления.

Подробнее об острове Хийумаа можно узнать по следующим ссылкам:
Официальный сайт

Несколько полезных статей для англо-читающих
Об острове Сааремаа туристической информации в интернете полно, любой поисковик выдаст.

19.07.2012 Таллинн - остров Сааремаа
Пробег до кемпинга 215 км, чистое время в пути 3 часа, средняя скорость 70 км/час
Утром выехали из нашего гостевого дома под Таллином в 9:00 по местному. Не сразу одолели пригороды, с ремонтами дорог и пробками. Но потом помчались уже без задержек. За 1 час 40 мин одолели 125 км до Virtsu. Тем, у кого есть лишнее время в этом городке, можно порекомендовать неплохой частный автомобильный музей - Vanasoidukite Virtsu Talumuuseum. Но мы рвемся на паром. Билет на машину и нас пятерых обошелся в 14.2 евро, оплатили картой. Паром, подходя, «разевает пасть», в которую чинно въезжают машины. Потом, с другой стороны выезжают. До острова всего полчаса ходу. Можно посидеть в салоне, но мы-то в первый раз на пароме! Дети его весь облазили, проинспектировали спасательные средства, и даже нашли еще один паром среди облаков. В общем, им на пароме очень понравилось, зря мы опасались.

Загружаемся на паром на Сааремаа


Машина на палубе


Встречный паром уходит к «большой земле»


По мнению наших детей, еще один, «облачный», паром

К 12:00 местного времени мы уже были на острове Muhu. Здесь можно посетить ферму страусов и кенгуру , но мы оставили ее на обратный путь, если будут силы и время (ни того, ни другого на обратном пути не нашлось). Пообедав и заправив машину (не успели это сделать до парома), мы проехали 3 км по дамбе и оказались на о. Сааремаа. Тут можно посмотреть несколько древнейших церквей по дороге, но мы опасались дождя, не хотели ставить палатки в сырости и сразу отправились к месту ночлега. Тучи было видно еще с парома. Через некоторое время мы под них въехали. Почти тропический ливень, видимость нулевая. И вдруг, так же неожиданно, мы выскакиваем из-под потоков воды, и с неба уже светит солнышко. Граница дождя настолько четкая, что встречная полоса совершенно сухая, а наша - мокрая еще метров 50, пока колеса впереди идущих машин высыхали. Никогда такого не видел.

Все же хоть одну достопримечательность надо было посмотреть по дороге. Мы заехали к метеоритным кратерам Kaali . Их несколько - метеорит при падении раскололся, но большинство кратеров - маленькие, интерес представляют только для ученых. А вот один стал идеально круглым озером - обычно, именно на него все и ходят посмотреть. Не скажу, чтобы озеро было так уж живописно - зеленое, стоячее, метров 100 в диаметре и 6 в глубину. Но находится это озерцо в глубокой воронке, оставленной ударившим в землю несколько тысяч лет назад железным метеоритом. И посмотреть на него, потратив полчасика на прогулку вокруг, было интересно. К тому же, чтобы проехать в Каали, пришлось свернуть с основной трассы на сначала грунтовую, а потом асфальтированную второстепенную дорожку. В результате, мы оказались среди такого буйного цветения всякой полевой растительности, которое впечатлило даже совершенно равнодушного к флоре автора отчета.


Вдоль проселочных дорог Сааремаа


Метеоритный кратер озера Каали

К 15:00, проехав 90 км по островам, мы были на месте нашего ночлега. По совету друзей, для нашей единственной палаточной ночевки в этом путешествии мы выбрали кемпинг Mandjala . Он недалеко от главной достопримечательности острова - епископского замка в г. Курессааре. Хороший пляж. Есть домики и места для кемперов, а для палаток предназначены уютные поляны между соснами. Такая уединенность (или хотя бы ее видимость) была очень приятна: когда мои родители пробовали остановиться в популярном финском кемпинге, их так смутила идея ставить палаточку между огромными кемперами, что они предпочли домик снять за большие деньги.
Место для палатки бесплатно, за ночлег платишь 3 евро с человека. Принимают банковские карточки. Машину можно бесплатно оставить на парковке у административного здания, но оттуда до палаточных мест минут 15 пешком. Можно подъехать прямо к поляне и оставить машину возле палатки (что мы и сделали), но за каждый въезд машины на территорию кемпинга надо платить 2 евро . Это все ладно. Единственное, что нас по-настоящему расстроило, это что на территории нет кухни. Вообще никакой возможности готовить, кроме нескольких грилей. До этого нам казалось, что кемпинг без кухни - немыслим. Не все же с собой плитки возят! Возле административного здания есть кафе, но ассортимент и цены нам не понравились. Попробовал там какой-то «национальный эстонский десерт». Пытался узнать состав, но девушка смогла объяснить только, что он национальный. Гадость - редкостная. Да и ходить туда-сюда было лень. Так что мы питались остатками дорожных припасов, а в кафе лишь термос заливали кипятком (бесплатно).


Ставим палатки в кемпинге Мандьяла

Пока мы ставили палатки, дети рванули на пляж.


Пляж у кемпинга Mandjala

Место оказалось довольно загадочным. В ручье они голыми руками поймали камбалу. Это ведь вроде бы морская рыба и на нерест не ходит?! Ну, может быть, она была обалдевшая от пресной воды - поэтому и позволила себя поймать. Зато в море плавали лебеди!


Морские лебеди и пресноводные камбалы! Это нормально или там, на Сааремаа, все не как у людей?! :) Поделитесь наблюдениями!

К 18:30 я понял, что зуд путешественника не позволит мне бездельничать до вечера. Что мы, собственно, посмотрели за сегодня? А завтра уже уезжать с острова… Старший экипаж вместе с нашей дочкой решили остаться в кемпинге, но мальчишек мы прихватили с собой. Надо было их укатать, чтобы спали получше. Первым делом мы отправились в место под названием Undva Pank . К самому берегу приходится ехать по заросшей можжевельником проселочной дорожке, на которой нам повстречались журавли. В отличие от аистов, мы их больше нигде в Прибалтике не видели.


По совсем уже непроезжей дорожке вышли к довольно необычному каменистому пляжу, не галечному, а из расщепленных обломков доломита причудливой формы. В отзывах мы читали, что там множество камней в форме сердца. Ну… не то, чтобы они там на каждом шагу, но парочку более-менее похожих пацаны нашли. Ребята потом хотели подарить трофеи сестренке, но та отказалась от «каменного сердца». :)



Дальше нам следовало бы вернуться тем же путем на шоссейную дорогу и продолжить движение к следующей остановке. Но наш навигатор, впечатленный тем, как близко мы подъехали к берегу, решил, что нам море по колено и любое бездорожье - нипочем. Он повел нас кратчайшей дорогой прямо вдоль берега. Сначала, она казалась вполне нормальной. Потом мы то и дело вспахивали ее защитой картера, пытаясь увернуться от очередного ухаба, кочки или дерева. Прямо под боком маячил обрывистый берег, добавляя живописности, но изрядно пугая детей.

Наконец, выбрались на нормальную дорогу. К счастью, следующая остановка возле асфальтированного шоссе. В 7 км к северу от Mustjala, на полуострове Ninase находятся вот такие забавные «мельницы»:


Кич, конечно, но почему бы и нет...

Последний бросок к мысу . Это, пожалуй, наиболее известная часть береговой линии острова Сааремаа. Дело в том, что остров почти на всем своем протяжении совершенно плоский, что хорошо для купания, но не для любителей видов. Поэтому единственный по-настоящему обрывистый берег, высотой аж 20 метров, обречен привлекать романтиков. Считается, что особенно эффектно с него смотрятся закаты. Но летом заката ждать придется долго, а вид и так вполне живописный:


Обрывистый берег Панга Панк

Время уже 21:00 местного, пора и палатку опробовать. Через полчаса, накатав за эту вечернюю прогулку по острову 170 км, мы возвращаемся в кемпинг. В бортовом журнале на этом месте значится хорошо заметное «СПАТЬ!».

20.07.2012 остров Сааремаа - Валка (Латвия)
Пробег до границы Латвии 325 км, чистое время в пути 5 часов, средняя скорость 65 км/час


Маршрут о. Сааремаа - Валка (граница Латвии)

После активного отдыха накануне, хотелось поспать подольше (насколько это возможно в палатке с детьми). Потом мы воспользовались местной душевой - надо было идти в административный корпус и покупать жетоны по 1 евро за человека (10 минут на то, чтобы принять душ). Потом сложить палатки. В общем, выехали мы оттуда в 11:30 по местному времени. Ехать до Курессааре минут 10. Припарковались неподалеку от замка и отправились гулять.

Замок Курессааре - главная достопримечательность города, да и всего острова, пожалуй. Островом правили крестоносцы, так что замок, вполне логично, стал резиденцией епископа, а не светского правителя. Строился он в XIV-XV веках сразу из обильных здесь доломитовых пород камня, с 1836 года утратил военное значение, благодаря чему и уцелел в последующих разрушительных войнах. В итоге, замок считается лучше всего сохранившимся во всей Прибалтике. Замок расположен на небольшом островке (несколько бастионов вынесены на островки еще поменьше). За каменными стенами, которые его окружают, летом постоянно устраивают всевозможные концертные программы, а нашим детям удалось пострелять из арбалетов и луков, посмотреть на работу «настоящего кузнеца» и просто побегать. Внутрь собственно замка мы не пошли. Дорого, да и времени пожалели. Хотя, говорят, там есть на что посмотреть.


Замок Курессааре- на переднем плане не сам замок, а лишь внешние укрепления


Один из мостов к замку Курессааре


Храбрая сердцем...

Сам город тоже очень симпатичный. Погуляли немного по главной улице в поисках обеда - насладились видами старинных домов, церкви и вот такими забавными вариациями на рыцарскую тему:

Настоящий рыцарь - не сваливает заботу о детях на одну лишь маму! =)

Вкусно и сытно поели в первом попавшемся кафе, и в 14:15 выехали из столицы острова. Впереди ждал паром на материк и путь до границы с Латвией. Однако нельзя побывать на эстонских островах и не увидеть ни одной настоящей мельницы. Всего 150 лет назад, на одном лишь Сааремаа их крутилось больше 800. Теперь уцелели считанные. Пять из них свезли на открытое всем ветрам местечко Англа, исстари служившее излюбленным местом для мукомолов. Вокруг разбросана сельскохозяйственная техника, желтеют поля рапса. Все мельницы можно облазить сверху донизу, разобраться в их устройстве, посмотреть на всякую сельскую живность и птичность. Семейный билет на пятерых обошелся в 4 евро - с лихвой окупился удовольствием детворы и взрослых. А какая там вкусная выпечка продается! Нигде такой не пробовал. Есть еще трехэтажный музей в административном здании, но его мы проигнорировали.






Так… пацанов двое, девочка одна, один из котов… вроде, все наши в сборе!

В 15:30 мы покинули Англу и помчались на паром. За 40 минут проехали 55 км, приехали за 5 минут до прибытия судна, но успели погрузиться без проблем. К 17:00 мы были на материке и могли двигаться к месту нашего ночлега - пограничному городку Valga/Valka. Это оказался самый трудный участок пути за все путешествие. От поворота на Пярну начался изнурительный ремонт дороги. Асфальт снят почти на всем протяжении. У нас по такой ровной грунтовке гоняли бы под 100, не задумываясь. Но осторожные эстонские дорожники поставили почти на всем протяжении ограничение 50, а в ряде мест - 30. Не менее осторожные эстонские водители едут ровно с положенной скоростью, не превышая ни на километр. Надо сказать, эстонцы считают себя ближе по культуре и национальному характеру к финнам, чем к остальным прибалтам. Но в Финляндии местные гоняют будь здоров, несмотря на постоянно срабатывающие камеры. Может, конечно, более высокие заработки делают финнов беспечнее - штрафы не так пугают. А мы тем временем тошнимся почти 60 км с черепашьей скоростью.

Подъехав к Пярну мы вздохнули с облегчением. Но рано. Теперь забастовал навигатор. Джипи-говорун (так его прозвали дети как «отличающегося умом и сообразительностью», а также изрядной занудностью) упорно пытался отправить нас на объездную дорогу, которую то ли еще не построили, то ли полностью перестраивали. Во всяком случае, съезд на нее был перегорожен бетонными балками, знак поворота зачеркнут для большей наглядности, но наш навигатор упорно требовал, чтобы мы вернулись назад и попробовали еще разок. Покрутившись с полчаса (а заодно заправив Спарк и желудки голодных детей), мы рванули в центр города. Там навигатор, вздохнув, согласился вести нас более простыми путями.

После Пярну мы мчимся уже без задержек, остановившись, только чтобы купить пирог семье, в гостях у которой будем ночевать. К 21:00 местного времени подъезжаем к г. Валга. Этот городок долго служил предметом раздоров и столкновений между Эстонией и Латвией. В конце концов, он был поделен между ними, только в Латвии он называется Валка. Во времена предвоенной независимости и некоторое время, после развала СССР, это приводило ко всевозможным казусам. Туристы порой обнаруживали, что, гуляя по городу, незаконно пересекли границу, когда в магазине у них вдруг отказывались принимать «иностранную валюту». Валюты здесь по-прежнему разные, но зато граница теперь в Шенгене чисто символическая, нарушать ее не страшно.


Граница Эстонии и Латвии: город Валга / Валка

На латвийской стороне мы заехали на заправку и, наконец, залили полный бак. На островах заправки были автоматические, и нам удавалось взять бензина только на фиксированную сумму. Итого по Эстонии мы накатали 970 км, средний расход топлива - все те же 7.5 литров на сотню.

Наш ночлег располагался в деревне, название которой навигатору не было известно. Но созвонившись с хозяевами, удалось узнать направление, а, выехав из городка на нужное шоссе, по подсказкам и карте сориентировались. К 21:30 мы были на месте. А там нас уже ждали вкусные домашние пироги (так что привезенный с собой стал казаться крайне неуместным), дружеская беседа и уютный ночлег. Хорошее начало для следующего этапа путешествия, на котором нам предстояло

Остров Сааремаа или самая эстонская Эстония
Краткая информация о Сааремаа

Сааремаа - самый большой остров Эстонии. Самый крупный населенный пункт на острове - город Куресааре, который считается курортным. Этому способствует близость к морю, мягкий климат, наличие лечебных грязей и благоприятная экологическая обстановка. Видимо поэтому Куресааре буквально напичкан не просто гостинницами, а спа-отелями и санаториями, которые предлагают своим гостям возможность отдохнуть и при желании поправить своё здоровье после трудовых будней.
Любителям активного отдыха летом на Сааремаа есть чем заняться. Выбор довольно обширный: рыбная ловля, ловля раков, катание на лошадях, морские прогулки на катерах и яхтах, катание на квадроциклах, просто пешие прогулки по заповедникам.
Особенно будет интересно посещение острова Сааремаа любителям всяческой старины. На острове в большом количестве сохранились вертяные мельницы (ныне, конечно, не действующие), старинные церкви, имеется один большой и несколько малых метеоритных кратеров, средневековые замки. В самом Куресааре сохранилось несколько улиц с исторической застройкой.

Как добраться до Сааремаа

Если вы едете на Сааремаа от турфирмы, то она должна взять этот вопрос на себя, я расскажу как добраться туда своим ходом, подразумевая о том, что вы направляетесь туда из России.
Прямые автобусы Нарва-Куресааре не ходят, поэтому надо доехать до Таллина, а там пересесть на автобус Таллин - Куресааре. В принципе такой маршрут труда не составит, потому что автобусы Нарва - Таллин и Таллин - Куресааре ходят часто (примерно раз в час), пересадка на автовокзале Таллина, так что запутаться трудно.
Если ехать на машине, то проще из Нарвы ехать по Таллинскому шоссе №1 (20), проехать окраины Таллина и свернуть на шоссе №4, затем № 9 и, наконец, № 10. Шоссе № 10 упирается в Куресааре на Сааремаа. Надо отметить, что весь путь от Нарвы до Куресааре у нас занял около 8 часов при средней скорости 85 км/ч без плутаний. Дороги везде хорошие, указатели расставлены часто, соблюдать скоростной режим крайне рекомендуется. Надо отметить, что на подъезде к Таллину ведутся дорожные работы, стоит ограничение скорости 30 км/ч.

Паром на Сааремаа

Теперь надо указать на одну тонкость. Сааремаа - это остров, поэтому шоссе № 10 приведет вас к порту Виртсу, там надо сесть на паром , доплыть до порта Куйватсу и продолжить поездку. Найти причал в Виртсу не составляет труда: не сворачивайте с главной дороги, она приведет Вас к пирсу. Для поездки на пароме можно купить билет на месте, а можно заранее купить электронный билет (e-ticket). Паром на Сааремаа ходит примерно раз в час, время в пути (включая погрузку и разгрузку около 40 минут). Паромная переправа работает с 6 утра до 23 вечера. У электронного билета есть одно преимущество - вы грузитесь (и выгружаетесь) с парома вне основной очереди, хотя вся погрузка происходит очень быстро: загорается зеленый сигнал светофора и машины въезжают на паром, вставая по указаниям матросов. Стоимость билета от 10 до 12 евро в один конец (это за машину и двух человек). На пароме есть туалет, столовая с горячими первыми и вторыми блюдами (дорогая). От порта Куйватсу до Куресааре едем по тому же шоссе № 10 около 50 минут. Тут надо отметить, что порт Куйватсу находится на острове Муху, но остров Муху связан с островом Сааремаа дамбой, так что здесь помощь парома уже не нужна. Путь назад происходит в обратной последовательности. Зимой при сильных морозах от парома можно отказаться, воспользовавшись ледовой дорогой по замерзшему морю. По этой ссылке можно ознакомиться с расписанием паромов на Сааремаа, забронировать билет.

Сааремаа достопримечательности

Замок Куресааре

Наверное, основной достопримечательностью Сааремаа является епископский Куресаарский замок, расположенный в юго-восточной части города, на самом берегу моря. Первое упоминание о замке относится к 1380 году. Замок Куресааре являлся резиденцией Сааре-Ляэнемаского епископа, поэтому его часто называют епископским. Замок отлично сохранился, отреставрирован. Внутри расположена обширная музейная экспозиция, посвященная природе и истории острова Сааремаа с глубокой древности до нашего времени. Вход на замковый остров бесплатный, вход в музей стоит около двух евро. Фотографирование в замке разрешено, так как мы там были в низкий сезон (в феврале) экскурсии там не проводились, и мы были предоставлены самим себе. Для подробного осмотра всей экспозиции понадобится часа три.

Замок Мааси

Замок Мааси расположен совсем недалеко от второго по величине города на Сааремаа - Ориссааре. Замок живописно расположился на холме прямо у берега моря в стороне от главной дороги, поэтому внимательно смотрите на указатели, благо они там присутствуют. В свое время замок Мааси был основательно разрушен и сейчас восстанавливается. Видимо эти работы ведутся в летний сезон, потому что в феврале там никого не было. От стен замка мало что осталось, зато под землей есть большие подземелья, куда разрешен вход. Для любителей полазать по древним стенам это идеальный вариант.

Метеоритный кратер Каали

Давным-давно небо над Сааремаа содрогнулось от небывалого грома, пронесшегося от края до края острова, а потом расколосось пополам от исполинского огненного столпа, ударившего в землю. Раскаленный столп прожег древнюю основу острова, разбрасав осколки земной тверди на многие километры вокруг. Все это было около четырех тысяч лет тому назад. Место куда ударился огненый столп, оказавшийся метеоритом, назвали кратером Каали. Сейчас кратер представляет собой воронку диаметром под сто метров, глубиной 20 м, окруженную валом породы. Космический огонь давно сотыл, дно воронки заполнила вода, а склоны вала поросли деревьями и травой. Так что сейчас ничего здесь не напоминает о событиях далекого прошлого. В общем место интересное, если будете на Сааремаа обязательно посмотрите на метеоритный кратер Каали. Добраться до кратера Каали очень просто: на шоссе между Куресааре и Ориссааре стоит указатель.

Ветряные мельницы

От метеоритного кратера Каали можно двигаться на север по дороге № 79 до Karja (Карья) где расположен музей ветряных мельниц. Мельницы отреставрированы и выглядят очень впечатляюще! Собственно вертяная мельница есть и в самом Куресааре, но среди полей ветряки выглядят естественнее.

Panga Pank

Panga Pank он же Пангаский клиф расположен на севере острова. Это береговой уступ высотой 21 м над уровнем моря. Здесь прямо из морских волн встают древние, обглоданные ветром и водой, отвесные утесы, на вершине коротых в стародавние времена находилось языческое святищиле, тут же с утеса в море сбрасывали жертвоприношения (поговаривают, что иногда и человеческие). Сейчас на Сааремаа, конечно, такого не практикуют, святилище заменими на вполне современный маяк и солнечные часы. Виды на море с Panga Pank (Пангаского клифа) открываются просто чудесные, правда терять голову от красоты не стоит - везде стоят предупреждающие таблички о том, что приближаться к кромке обрыва опасно. Для туристов обустроена небольшая парковка, летом можно приобрести горячий чай, кофе. Зимой все закрыто, зато стоит ошеломляющая тишина. Однозначно Panga Pank он же Пангаский клиф рекомендован к посещению.

Карта Сааремаа

.

Сааремаа отели. Саамермаа спа.

Большинство отелей на Сааремаа расположено в городе Куресааре. Из них можно выделить три спа отеля :
- Спа отель Мери (Meri Spa Hotel 3*)
- Спа отель Рюютли (Ruutli Spa Hotel 4*)
- Спа отель Сааремаа Вальс (Saaremaa Valss Spa Hotel 2*)
Как видно из названия, эти отели кроме собственно услуг размещения, предлагают целый набор спа процедур. Так как автор 10 дней прожил в отеле Рюютли, то можно перечислить набор его услуг:
- аква центр (джакузи, басейн, гидромассаж, сауна);
- инфракрасная сауна;
- соляная пещера;
- различные виды массажей (классический, ароматический, лечебный);
- перламутровое обертывание.
Все три отеля расположены рядом друг с другом в непосредственной близости от Куресаарского замка, возможно получить номера с видом на замок и залив. Кроме указанных отелей в Куресааре расположен еще добрый десяток отелей, с которыми можно ознакомиться на

Курессааре – главный город острова Саарема. Основанный в 13 веке, постепенно выросший вокруг своей главной гордости – замка епископа, он до сих пор хранит дух старины. Пожалуй, по атмосферности Курессааре может составить конкуренцию даже Таллину. Однако жизнь здесь гораздо размеренней и спокойней, чем в столице. Курессааре небольшой и очень самобытный город. Население его исчисляется немногим более 13 тысяч человек, подавляющее большинство которых эстонцы.

Летом жизнь в городе гораздо активней, чем зимой. Связано это с тем, что город наполняют туристы. Саарема – излюбленное место отдыха эстонцев и жителей других прибалтийских стран благодаря своей удивительной природе и особому колориту. В летние месяцы в Курессааре проводится множество фестивалей, городских праздников и ярмарок, зимой город тоже по-своему прекрасен, но как будто погружен в сон. Тем не менее, это город, где вы в любое время года сможете увидеть и почувствовать настоящую островную Эстонию и оценить гостеприимство местных жителей.

Ехать в Курессааре стоит, если вы любите созерцать природные красоты и сможете оценить отрешенность и размеренный темп, свойственные островной жизни. Это город с особой атмосферой уюта и тепла. Кроме того, он может похвастаться одним из самых прекрасных городских ансамблей в стране (Старый город Курессааре признан памятником архитектуры и охраняется государством), а также одной из главных достопримечательностей Эстонии – Епископским замком.

Отдельно стоит упомянуть о том, что с 19 века Курессааре является грязелечебным курортом, широко известным в Прибалтике. Кроме того, в Сааремском гольф-центре ждут всех поклонников этой игры, так как именно здесь находится одно из самых лучших полей для гольфа в Эстонии.

Как добраться до Курессааре

Добраться до Курессааре можно 3 способами:

1. На пароме

Собственно, этот пункт служит точкой объединения всех последующих. Поскольку Саарема – остров, и добраться до него большую часть года можно только на пароме. Ну, или вплавь. Вы можете пересечь пролив Вяйке-Вайн будучи просто пассажиром, автомобилистом или путешествуя на автобусе, но в любом случае вас и транспортное средство погрузят на паром. Исключение составляют те зимние дни, когда пролив покрывается плотным слоем льда, тогда добраться из Виртсу на материке до Куйвасту на острове Муху можно по ледовой дороге.

Как уже было сказано, паром приходит на остров Муху, который соединен непосредственно с Саарема дамбой.

Обязательно нужно учитывать, что даже в летние месяцы паром курсирует не каждый день.Ознакомиться с расписанием и приобрести билеты на паром – а это очень и очень рекомендуем сделать заранее – можно .

2. На автобусе

Автобусы до Курессааре отправляются из Таллина каждые час-два, время в пути – примерно 4 часа. Стоимость проезда 15 – 17 евро. В цену билета переправа на пароме, естественно, уже включена. Кстати, автобусы на паром проходят вне очереди. Приобрести билеты на автобус и ознакомиться с расписанием можно

3. На автомобиле

Добираемся до паромной переправы любыми маршрутами и покупаем билет.

Цена на превозку автомобиля – в среднем около 8 евро, на каждого взрослого пассажира – 2,6 евро.

Где остановиться в Курессааре

По сути, Курессааре – одно из тех маленьких приятных мест, где остановиться можно где угодно: до всего можно добраться пешком. Однако, если учитывать ньюансы, можно порекомендовать следующее.

Если так случилось, что на остров вы прибыли без машины, а посмотреть его хочется пусть даже и на автобусе, в связи с чем есть понятное желание проживать рядом с автовокзалом, то хороший вариант – Karmen Majutus .

Если хочется жить в самом-самом центре, окунувшись в дивную атмесферу этого особенного эстонского города, то стоить обратить внимание на такие варианты как Tallinn Street Holiday Apartment , Kuressaare Tallinn Street Apartment или Kuressaare Holiday Apartment .

Также есть в Курессааре пара спа-отелей, среди них Grand Rose Spa Hotel в центре города, а также Georg Ots Spa Hotel , расположенный на прекрасном пляже рядом с замком. Замечательными видами на Епископский замок побалует Ekesparre Boutique Hotel , в котором также имеется спа-салон. Более бюджетный вариант рядом с замком - Kuursaal Guesthouse .

Если вы предпочитаете наслаждаться тишиной и природой в городе, то вам подойдут Apartment for Friends , рядом с курессаарским парком, или, например, Arno Apartments , расположенные в большом саду.

Как передвигаться по Курессааре

Пешком. И этим все сказано.

Что посмотреть в Курессааре

В Курессааре находится одна из главных достопримечательностей Эстонии – Епископский замок 13 века. Знаменит он, прежде всего, тем, что это единственное полностью сохранившееся средневековое оборонительное сооружение в стране. В замке работает музей истории Саарема. Также интересно будет осмотреть Пороховую башню и бастионы, располагающиеся рядом.

Замок и его укрепления являются частью Курессаарского парка, в котором собраны 35 видов деревьев с разных концов света, также здесь расположен курзал 1889 года.

Особого внимания заслуживает также памятник великанам Тыллю и Пирет, расположенный напротив замка на набережной.

Курессаарский Старый город обладает своей особенной атмосферой: маленькие домики, каменные мостовые, несколько старинных зданий – весь город как будто убаюкан, он окутывает своим уютом и какой-то домашний теплотой даже в самые ненастные дни.

В центре его обязательной к осмотру является городская ратуша, где сейчас находится Городской совет, ратушная галерея и туристический центр. Здание построено в 1654–1670-х годах в стиле северного барокко – эдакое скупое, суровое барокко, когда в архитектуре здания уже нет готических элементов, но остаются четкие формы, а украшений – минимум. Как правило, основной декор строения – портал. Здание ратуши в Курессааре – в данном ключе классический представитель вышеописанного стиля. Кроме того, здесь находится самая большая в стране потолочная роспись 18 века.

На ратушной площади располагаются и другие достопримечательности города, в частности: единственная в Эстонии сохранившаяся со времен шведского владычества палата мер и весов – важня и бывшее пожарное депо.

Неподалеку также можно осмотреть лютеранскую Церковь Святого Лаврентия и православную Церковь Святого Николая.

Куда съездить из Курессааре

Несмотря на то, что Сааарема достаточно маленький остров, все же есть на нем несколько мест, помимо Курессааре, которые могут быть интересны даже бывалому путешественнику. Подробнее о том куда и как можно съездить из столицы острова можно почитать в статье «